§ 1. Человеческий капитал. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал

§ 1. Человеческий капитал. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Кирьянов А. Оглавление В отечественной экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не нашла должного отражения. Теория человеческого капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Следовательно теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь, например, между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Как отмечают теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида,"можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем". Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как потребительских. Данные затраты были признаны как производительные, так как вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический эффект. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал: Беккера, Л Туроу, Т. Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.

Модели человеческого капитала

Введение к работе Актуальность темы исследования. инвестиции в человеческий капитал в развитых странах мира выступают важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности как на микро-, так и на макроуровнях. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки.

Измерение и оценка человеческого капитала .. Оценка нормы отдачи от инвестиций в человеческий капитал на базе стандартного.

Поэтому можно сказать, что производительные и неотделимые от индивида способности трактуются как капитал. Использование данного понятия предоставляет новые возможности для изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, улучшение уровня жизни, место и роль образования и здравоохранения в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

Оценка составляющих человеческого капитала происходит на разных экономических уровнях: При всем многообразии методов выделяют несколько базовых подходов к оценке человеческого капитала, основанные на: Следует отметить, что в каждом подходе существует ряд сложностей и противоречий. Так, при оценке человеческого капитала на основе инвестиций многие ученые придерживаются мнения, что для формирования человеческого капитала необходимы все затраты, которые направлены на поддержание жизнедеятельности человека.

Сторонником данного метода был Эрнст Энгель, он считал, затраты на воспитание детей могут быть оценены и взяты как мера денежной стоимости детей для общества. Точка зрения других заключается в том, что затраты на производство человеческого капитала приравниваются только к затратам, увеличивающим производительные способности людей, например, инвестиции в сфере формального обучения. Под формальным обучением понимается система образования. Однако хотя такой вид затрат сравнительно несложно определить, он составляет лишь часть всего накопленного человеческого капитала.

В образовательную составляющую ЧК, по мнению Кендрика, помимо формального обучения, входят также неформальное обучение самообразование, средства массовой информации, культурно-просветительские учреждения и т. Следует отметить, что метод Кендрика, несмотря на всю полноту учета затрат по формированию человеческого капитала, малоприменим в практических расчетах. Он не отражает реального объема человеческого капитала, задействованного в трудовом процессе, несовершенен из-за условности и отсутствия статистического сопровождения включаемых затрат, дает завышенные результаты вследствие отнесения затрат на культурное развитие личности к образовательной, а не к культурной составляющей капитала человека, не учитывая при этом моральный износ человеческого капитала устаревание знаний и навыков.

Кроме того, в условиях нестабильных цен метод не позволяет производить инвентаризацию затрат разных периодов без учета инфляционной составляющей и сопоставлять в дальнейшем со стоимостью эпизодически переоцениваемого основного производственного капитала.

Этапы защиты докторской диссертации и базовой й высшего образования на условиях контракта оказались убыточными, то есть, если ориентироваться только на экономические выгоды, выгоднее вкладывать средства в другие проектыекти1. Положительным в применении такого инструмента экономического анализа, как внутренняя норма отдачи, есть такие моменты.

Во-первых, в нормах отдачи учитывается стоимость приобретения определенной профессии, определенного уровня ос мира. Во-вторых, они строятся на основе пожизненных заработков, а не среднегодовых - как следствие, свободные от влияния такого фактора, как возраст. В-третьих, они приводятся в унифицированной процентной форме, также имеет преимущества, ведь благодаря этому стало возможным одним показателем охарактеризовать состояние рынков труда для различных категорий рабочей силили.

Черненко И.М. Анализ факторов, влияющих на отдачу от инвестиций в человеческий капитал в российских условиях/ И.М. Черненко, В.И. Семенов, А.В.

Затем понятие человеческого капитала ЧК появилось в публикации года американского экономиста Теодора Шульца [5] и Гэри Беккера [6] в году. Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни.

Возникла проблема углублённого понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчёты, базирующиеся на учёте классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привёл к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Кендрик [7] , С.

ОЦЕНКА ОТДАЧИ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Качество развития того или иного показателя зависит от воздействия целого ряда социальных институтов и событий. Однако в рамках данной работы процесс формирования человеческого капитала рассматривается с позиций его развития в вузе. Поэтому, а также вследствие причинно-следственной связи эффективности механизма организации процессов социального института с влиянием на развитие той или иной характеристики человеческого капитала оценка человеческого капитала направлена на измерение развившихся преимущественно за счет участия в процессе высшего образования характеристик человеческого капитала студентов.

Необходимо отметить, что в экономической литературе вопрос о возможности измерения человеческого капитала до сих пор остается предметом дискуссий. Одни авторы опосредуют человеческий капитал определенными сторонами личности, которые могут оцениваться только индикативным методом, другие говорят о человеке как о субъекте экономических отношений, вследствие этого имеющем стоимостную оценку.

Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит .. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на.

Генезис основных положений концепции человеческого капитала 1. Исходные положения концепции 1. Методологические предпосылки формирования концепции человеческого капитала 1. Исторический обзор литературы с анализом подходов к созданию концепции человеческого капитала и его количественной оценке 1. Маркса на воспроизводство рабочей силы и возможности использования его подхода сегодня 1. Исследование проблем человеческого капитала в российской экономической науке 1.

Обзор современной литературы по проблемам оценки влияния образования и других факторов на доходы населения ГЛАВА 2.

2.2 Методы оценки и показатели эффективности вложений в человеческий капитал

Это означает, что каждый рубль, затраченный на человеческий капитал кредитной организации в г. Что свидетельствует о повышении эффективности использования человеческого капитала в кредитной организации на ,9 руб. Это означало, что каждый рубль, затраченный на человеческий капитал кредитной организации в г. В дальнейшем произошло снижение эффективности использования человеческого капитала в развитие человеческого капитала, в итоге в г. Учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что в настоящее время одним из наиболее важных источников конкурентных преимуществ кредитных организаций является человеческий капитал, без качественного состояния которого практически невозможна их эффективная деятельность.

Следовательно, банкам Краснодарского края необходимо инвестировать в человеческий капитал своих сотрудников для достижения высоких показателей эффективности его деятельности.

Однако и отдача от полученного образования превосходила все ожидания. В классической модели оценки инвестиций в человеческий капитал.

Его уровень определяет интеллектуальный потенциал государства в качестве важнейшей составляющей национального богатства. Более того, эффективное использование накопленного научно-образовательного потенциала является главным условием экономической и социальной стабильности общества. В настоящее время сфера образования Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами.

В этом контексте в промышленно развитых странах политикой не только государства, но и частного бизнеса является принцип приоритетного инвестирования сферы образования. Программа Правительства РФ на годы, также ориентирована в большей степени на выполнение программ социальной направленности. Однако на практике они реализуются весьма медленно.

Недостаток бюджетного финансирования и низкий уровень привлечения внебюджетных источников инвестиций в сочетании с рыночными элементами хозяйствования значительно затрудняют формирование экономических условий для эффективного развития сферы высшего образования. Все это не позволяет в полной мере обеспечить требуемое качество подготовки специалистов, а механизмы для привлечения дополнительных инвестиций продолжают находиться на стадии формирования.

Исследования в области использования инвестиций в российское образование, в том числе и высшее, показали, что современная ситуация характеризуется отсутствием обоснованной оценки эффективности инвестиций, которая позволила бы определить степень их преобразования в результаты подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда. Эти исследования поставили ряд проблем, требующих комплексного решения. Динамичное развитие сферы высшего образования усилило необходимость поиска современных методов и технологий оценки функционирования вузов, способствующих эффективному применению имеющегося потенциала и его увеличению, в пределах своих возможностей, за счет привлечения дополнительных источников инвестиций.

Социально-экономическая значимость высшего образования в формировании и накоплении человеческого капитала, конкуренция со стороны коммерческих образовательных структур, разнородность существующих показателей, отсутствие объективной системы оценки эффективности инвестиций и внедрения ее в практику управления подготовкой специалистов является актуальной проблемой, требующей решения.

Накопленный научный и практический опыт в разработке методов оценки эффективности инвестиций в сферу образования свидетельствует о том, что в данной области уже достигнуты определенные результаты. Сегодня, существующие методы не учитывают реальную деятельность вуза с позиций особенностей развития региона.

инвестиции фирмы в человеческий капитал

Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.

Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесут отдачу, окупятся, т. Основные тенденции, характеризующие профиль возраст—доход, следующие: Простая модель принятия решений об инвестициях в образование, или модель индивидуальной отдачи от инвестиций, предполагает, что процесс образования непосредственно не увеличивает и не уменьшает полезность человека, т.

инвестиции в человеческий капитал предприятия и подходы к оценке их вложения в человека-сотрудника, тем быстрее они начинают давать отдачу.

Оценка экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал в современной экономике России В экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не получила признания. Это было связано, с одной стороны, с тезисом о непроизводительном характере образования, здравоохранения и других отраслей социально-культурной сферы. С другой стороны, для каждого конкретного человека получение образования всех уровней, медицинское обслуживание, за небольшими исключениями, были бесплатными, в связи с этим у населения не возникало вопросов возвратности средств, вложенных на эти цели.

Однако теория человеческого капитала исходит из положения о том, что человеческий капитал - это некоторый накапливаемый запас благ, который при целесообразном использовании должен способствовать росту производительности и доходов. Следовательно, она предполагает определенную корреляцию, например, между уровнем образования и заработной платой работника. В экономически развитых странах статистическими данными подтверждается достаточно устойчивая и тесная взаимосвязь уровня образования и квалификации с оплатой труда.

Так, в США в последнее десятилетие средние издержки получения высшего образования в одном из 50 престижных вузов составляли около тыс. А плата за образование, необходимое для работы в высокотехнологичном производстве, в пять раз превосходила все прочие затраты — на питание, жилье, одежду и т. Расходы на учебу даже превосходили среднюю стоимость производственных мощностей, на которых работнику предстоит трудиться около 80 тыс.

Однако и отдача от полученного образования превосходила все ожидания.

Человеческий капитал как фактор экономического развития

    Узнай, как мусор в"мозгах" мешает тебе больше зарабатывать, и что ты можешь сделать, чтобы ликвидировать его навсегда. Кликни здесь чтобы прочитать!